RU EN FR ES

Статьи

2645
Учитель должен быть человеком Возрождения
Тэги: Учителя

Придут ли в школу молодые  и талантливые?
Вокруг реформирования педагогического образования нешуточные страсти кипят уже не один год. В последнее время они усилились, повод был нешуточный, ведь значительное количество педвузов попали в соответствии с мониторингом, проведенным Минобрнауки России в  2012 году в разряд вузов имеющих признаки неэффективности, нуждающихся в оптимизации или даже реорганизации. Вряд ли кто-то будет спорить, что  учитель - ключевая фигура в современной школе, и без улучшения качества его работы невозможно добиться качественного образования наших детей. В связи с этим возникла необходимость разработки профессионального стандарта учителя, сформулированная в качестве государственного поручения.  Многостраничный проект профессионального стандарта учителя, разработанный рабочей группой под руководством директора центра образования№109 Евгения Ямбурга, сейчас активно обсуждается педагогами.
Однако, как весьма верно заметил Евгений Александрович,  профессиональный стандарт учителя и стандарт его подготовки близнецы-братья. Если их не согласовать и не увязать друг с другом, благие намерения  их разработчиков так и останутся на бумаге. Немаловажным является и то,  как этот стандарт будет реализовываться в подготовке современных учителей, как будет выглядеть методика подготовки, организованы практики, с учетом возможностей современных информационных технологий.
 Напомним, что еще два года назад был объявлен конкурс на разработку образовательных стандартов педагогического образования. Единого победителя тогда не нашли, конкурс выиграли три модели стандартов - МГПУ, Московского городского психолого-педагогического университета и РГПУ им. Герцена.
Достичь взаимопонимания пытались на совместном заседании  двух рабочих  групп  - по подготовке проекта профстандартов педагога и по модернизации педагогического образования, которое прошло в Московском  городском психолого-педагогическом  университете в конце марта.
С презентацией о проблемах современного педагогического образования выступил советник заместителя Министра образования и науки Павел Мрдуляш.
-Подготовку учителей можно сравнить с подготовкой врачей или военных, это стратегически важное для государства направление, однако процент выпускников,  идущих в школу, весьма низок.  Кроме того, по мнению многих директоров школ, качество подготовки выпускников педагогических программ неудовлетворительное, - заметил Павел Брунович. Есть и другая проблема – сегодня практически не происходит обновление  учительских кадров, люди просто перестали уходить на пенсию. В результате в школах работают около 17 процентов пенсионеров. По некоторым исследованиям в начальном звене  - 73 процента педагогов имеет стаж 20 и более лет, в основной  школе - 67 процентов учителей, молодежи лишь 3-4 процента, что ничтожно мало.
-В учительскую профессию должны прийти наиболее талантливые и подготовленные, - считает Павел Мрдуляш. – По мнению участников рабочей группы по педагогическому образованию, для этого нужно изменить систему присвоения профессиональных квалификаций, необходим квалификационный экзамен, кроме того, нужно изменить систему отбора абитуриентов, внедрять гибкие образовательные траектории, когда в профессию учитель может прийти разными путями.  В своей работе над изменениями в педобразовании рабочая группа  также делает акцент  на психолого-педагогической подготовке и создании системы стажировок для вхождения в профессию. Кроме того, необходимо возродить школьно-университетские партнерства.
-Существующий механизм профессионального входа-движения-выхода препятствует общему росту квалификации учительского корпуса, - резюмировал советник заместителя министра. А при тех требованиях, которые мы выдвигаем в новых ФГОСах к выпускникам школ,  учитель должен быть чрезвычайно разносторонней личностью, настоящим «человеком Возрождения».
Павел Брунович говорил также об особой миссии системы повышения квалификации, в процессе качественного изменения в подготовке учителей она сегодня играет более весомую роль, чем педвузы.  Далеко не все выпускники вузов идут в педагогическую профессию, в то время как 100%, проходящих через систему повышения квалификации – учителя школ. Поэтому  реформирование институтов повышения квалификации даст эффект раза в четыре больше.
Весьма эмоциональным было выступление Евгения Ямбурга, справедливо заметившего, что  нельзя требовать с учителя того, чему его никто не учил. По мнению Ямбурга, ныне действующие стандарты высшего педобразования не отвечают реалиям сегодняшней школы.
-Сегодня нужно  на базе известных учреждений высшего профессионально-педагогического образования, как федерального, так и регионального подчинения, создать 3-4 пилотных площадки для апробации поддержанного педагогическим сообществом варианта профессионального стандарта учителя.-  При этом упор нужно делать на региональные вузы, -  подчеркнул Евгений Ямбург.
Надо сказать, что Евгений Александрович один из наиболее последовательных защитников педобразования, весьма убедительно мотивировал необходимость сохранение сети педвузов, прежде всего тем, что именно там  учитель может получить качественное педагогическое и психологическое образование. Он подчеркнул, что нельзя забывать  о том, что сегодня все больше  детей с  ограниченными возможностями здоровья, а значит,  нужны дефектологи, логопеды, психологи. Евгений Ямбург также заметил, что нельзя уповать исключительно на  молодых, и дело не только в том, что они профессионально не готовы. Главное,  что многих не удержать даже большими деньгами,  в большинстве своем они просто нравственно еще не созрели.
Разумеется, выслушали на совещании и разработчиков стандартов педобразования.
-В своей модели   мы представили попытку системного подхода к педобразованию,  начиная от  отбора абитуриентов и вариативного входа в профессию,  вскоре, когда будет всплеск потребности в учителях, связанный с ростом рождаемости, это станет особенно важно - заметил первый проректор РГПУ им. Герцена Сергей Гончаров.  Сергей Александрович  также акцентировал внимание  на  необходимости учитывать роль региональных систем образования.  Проректор МПГУ Людмила Александровна Трубина  отметила, что  разработчики  забыли о среднем педобразовании, а ведь педколледжи готовят  учителей для начальной школы и воспитателей для ДОУ. Впрочем, вице-президент РАО Виктор Болотов  возразил ей, заявив, что сегодня большинство выпускников педколледжей продолжают учебу в педвузах, так что  среднее педобразование, по сути, является одним из уровней высшего. Виктор Александрович также заметил, что сегодня  в педвузах учат по учебникам, которые не имеют отношения к жизни, кроме того, для системы повышения квалификации вообще нет никаких учебных пособий.
Надо отметить, что наиболее перспективной на сегодня моделью оказались стандарты, предложенные Московским психолого-педагогическим университетом, основанные на деятельностном подходе.    В них упор  сделан  на современную психологическую подготовку  будущего учителя. Примечательно, что это отметил и Виктор Болотов, заявив, что самый инновационный и революционный стандарт - модель московского психолого-педагогического университета. 
-Деятельностные характеристики учителя сегодня выдвигаются на первый план,  - заметил в своем выступлении ректор МППУ Виталий Рубцов. - Это мысль подтверждает и опыт зарубежных стран, где вся подготовка будущих педагогов идет на клинических базах. Вряд ли кто станет спорить, что научить человека можно только в практической среде.
 Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий  Каспражак  подчеркнул, что необходимо отказаться от идеи входа в профессию только в 17 лет, по его мнению, ключевая идея реформирования педобразования –многоканальность входа в профессию. Научный руководитель  Института развития НИУ -Высшая школа  экономики Исак Фрумин предложил  ввести квалификационный экзамен для быстрого вхождения в профессию. 
-У обеих рабочих групп есть скрытая интенция – сохранить работающие педвузы, думаю, если мы хотим двигаться вперед, то необходимо отказаться от защиты сети педвузов, тем более, что речь идет  о программах подготовки педагогов, которые могут быть реализованы по-разному, - высказал свое мнение заместитель министра Игорь Реморенко.
-Отраслевые вузы в ближайшем будущем перестанут существовать, хотим ты того или нет, в 21 веке педвузов просто не будет, сопротивляться этому бессмысленно. Фундаментом педобразования станет сильный бакалавриат,  - расставил точки над i Дмитрий Ливанов.  
 В ходе совещания пришли к выводу, что стандарты педобразования нуждаются в доработке, а профессиональному стандарту учителя нужна «упаковка», то есть юридическое оформление, чтобы его можно было использовать в качестве нормативного документа. Регионам планируется предложить рамочный  федеральный стандарт, который они могут дополнять в соответствии со своей спецификой и своими потребностями.
…Подводя итог совещанию, которое пока было промежуточным, можно сказать, что, по сути, речь шла не только о стандартах, а вообще о путях современного педагогического образования. Несмотря на разность позиций, все участники были едины в том, что на основе уже накопленного опыта необходимо делать следующий шаг развития как в модернизации содержания и технологий так и организационных формах современного педагогического образования.
Автор: Светлана Руденко