RU EN FR ES

Статьи

3169
Учимся по-новому: ФГОСы для профессионального образования

C 1 сентября 2011 года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты для учреждений НПО и СПО. Они направлены на то, чтобы возродить престиж рабочих профессий и обеспечить российские предприятия квалифицированными профессиональными кадрами.

Необходимость введения новых образовательных стандартов обусловлена в первую очередь тем, что в ходе модернизации и развития российской экономики резко возросла потребность в квалифицированных специалистах технических специальностей. Прежняя система профессионального образования, которая в большинстве случаев сводилась к изучению теории, не могла обеспечить выпускникам училищ, техникумов и колледжей требуемого уровня подготовки. Все это сформировало предпосылки для модернизации всей системы профессионального образования и образовательных стандартов в частности.

Важная особенность новых ФГОС профессионального образования – трехступенчатая структура, которая включает в себя:
● требования к результатам реализации образовательных программ;
● требования к их структуре;
● требования к условиям их осуществления.
В новых стандартах подробно прописаны условия, благодаря которым достигается качество образования – от привлечения к образовательному процессу преподавателей-практиков до использования современного технологичного оборудования. Так, например, в Тюменском профессиональном училище № 34 для обучения по новым стандартам была оборудована специальная лаборатория газоэлектросварки, имитирующая реальные производственные условия. А учащиеся Санкт-Петербургского морского технического колледжа теперь осваивают морские специальности с помощью нового навигационного комплекса и тренажера машинного отделения.

В отличие от старых стандартов, которые базировались на наличии фиксированного минимума для изучения и сводились к освоению учащимися предметных знаний и умений, ФГОС нового поколения основываются на комплексном подходе к формированию образовательной программы с учетом профессиональных требований к осваиваемой специальности. Так, если раньше будущие швеи отдельно осваивали предметы «Оборудование», «Материаловедение» и «Спецтехнология», то теперь изучение этих дисциплин происходит комплексно — на одном занятии, с использованием производственных швейных машин и современных тканей. Иными словами, новые стандарты нацелены на результат, а их главным компонентом являются характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Базисный учебный план, который основывается на федеральных образовательных стандартах и является составной частью примерной образовательной программы, включает подробные сведения обо всех элементах учебного процесса. В нем отражены входящие в программу курсы и дисциплины, профессиональные модули, объемы учебной нагрузки, последовательность изучения учебных дисциплин, суммарный объем времени на прохождение учебной и производственной практики, проведение аттестации и т.д. Базисный учебный план достаточно гибок и позволяет образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать рабочие учебные планы в соответствии с региональными особенностями развития экономики, требованиями работодателей и запросами учащихся. Так, например, преподаватели Волгоградского технического колледжа, работая над созданием профессиональных модулей, моделировали образовательные программы на основе базисного плана с учетом рекомендаций 30 базовых предприятий, которые взяли на себя обязательство по организации практики и дальнейшему трудоустройству учащихся.

Сроки освоения учебных программ определяются в соответствии с требованиями будущей профессии и используемыми образовательными технологиями. Так, для очной формы обучения в учреждениях начального профессионального образования время на подготовку одного специалиста составляет 10 – 22 месяца на базе среднего общего образования и 29 – 41 месяцев – на базе основного общего образования. Что касается учреждений среднего профессионального образования, то сроки обучения там составляют 22 – 46 месяцев для ребят со средним общим образованием и 22 – 58 месяцев – с основным общим образованием.

Поскольку именно работодатели, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы выпускники училищ, колледжей и техникумов приходили на производство полностью готовыми к началу профессиональной деятельности, все образовательные стандарты для учреждений СПО разрабатывались при их непосредственном участии. С их помощью уточнялись компетенции, необходимые навыки и учебные дисциплины, проводилась экспертиза образовательных программ и самих стандартов. Помимо этого новые стандарты позволяют работодателям принимать активное участие в ходе учебного процесса – от разработки рабочих учебных планов до организации практики для будущих специалистов. В Липецком колледже строительства и архитектуры, например, работодатели не только участвуют в формировании образовательных программ, но и помогают в оборудовании учебных мастерских, организовывают производственную практику для учащихся и стажировку для преподавателей, обеспечивают рабочими местами перспективных выпускников.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты дают возможность учащимся ссузов получить качественное образование по выбранной специальности, включающее как серьезную теоретическую подготовку так и практические навыки работы на производстве. Благодаря новым стандартам обучения выпускники получат больше шансов для дальнейшего трудоустройства, а работодатели смогут решить кадровую проблему на производстве.