RU EN FR ES

Статьи

3233
Российская наука – всему миру

Мы привыкли гордиться достижениями отечественной науки, научными школами, выдающимися учеными, получившими образо-вание в наших вузах. Однако мало кто сейчас знает, какую роль сыграли отечественное образование и наука в развитии культуры многих стран, с которыми наша страна поддерживала партнерские отношения последние десятилетия.
Мы привыкли считать, что в последние десятилетия советской власти СССР взаимодействовал преимущественно со странами Варшавского договора, и именно оттуда приезжали к нам абитуриенты, именно для этих стран готовили в наших институтах и университетах будущих специалистов. Однако это далеко не так. Даже в годы «холодной войны» учиться в СССР приезжали молодые люди из Великобритании и ФРГ, Японии и США. А сколько студентов из стран Ближнего и Дальнего востока училось в СССР! Египет и Иордания, Вьетнам и Шри-Ланка, Колумбия и Венесуэла, Эфиопия и Сомали – все эти и многие другие страны присылали свою молодежь учиться в нашей стране, и именно на этом кадровом потенциале сейчас во многом держится экономика и культура этих государств.
В таких крупнейших отечественных университетах, как МГУ им. М.В. Ломоносова, практически на каждой кафедре могут рассказать о целой плеяде иностранных студентов, а теперь – крупных деятелей науки своих стран, которые еще недавно учились в этих стенах. Так, на биологическом факультете МГУ кафедры эмбриологии, генетики, высшей нервной деятельности, физиологии человека и животных, и многих других, в советское время активно развивали международное сотрудничество, и выпускники этих кафедр до сих пор свои научные достижения связывают с успешным обучением в ведущем университете СССР.
В послевоенные годы руководство страны уделяло немало вни-мания налаживанию многосторонних контактов с дружественными стра-нами, и абитуриенты из Югославии, Китая, Венгрии, Румынии и т.д., стали приезжать учиться в нашу страну. Естественно, высокая миссия представлять советское образование была поручена далеко не всем вузам, но МГУ, безусловно, был флагманом этого процесса. Поэтому история международной учебной работы кафедр этого университета насчитывает уже более полувека.
Постепенно число стран, желающих отправлять свою молодежь в СССР, увеличивалось, и учиться в МГУ стали приезжать молодые люди из Японии, Пакистана, Колумбии, стремясь не только проучиться положенные пять лет, но и остаться дальше, в аспирантуре, с надеждой защитить потом кандидатские степени.
Можно назвать имена десятков деятелей современной науки из множества стран, получивших образование по каждой выпускающей кафедре МГУ. Например, на кафедре физиологии человека и животных биологического факультета МГУ это – профессора Ву Тиен Хоанг и Ле Куанг Лонг из Вьетнама, доктор Ауа Тиеро из Мали, академик Янош Шаланки из Венгрии, доктор Ангуло Антонио из Колубмии, профессор Д. Альбрехт-Адомайт из Германии, профессор Юджи Ямамото из Японии, и многие, многие другие ученые, активно работающие над решением современных прикладных проблем в области биологических наук.
Важно отметить: российская наука, славная именно своей фундаментальностью, в области биологических исследований обладает и выраженным прикладным аспектом. Практически все направления научных исследований, ведущихся на кафедре физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, нужны в практике. Так, в годы своей учебы в Москве на этой кафедре, аспиранты Ш.М. Басиир и Ш.А. Басиир из Пакистана, изучали морфологическую специфику и функциональные взаимосвязи отдельных центров мозга. Они раскрыли роль миндалины мозга в регулировании агрессивного и защитного поведения, что имеет несомненное значение в развитии научных представлений о физиологических механизмах поведения человека и животных. После защиты диссертаций, пакистанские аспиранты были приглашены на работу в Университет медицины и стоматологии Нью-Джерси, США.
Активная деятельность российских вузов по расширению международных образовательных и научных связей продолжается. Отечественная наука обладает высочайшим потенциалом, снискавшим ей заслуженное признание за рубежом, и дальнейшее развитие интернациональных научно-образовательных проектов может способствовать укреплению позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг.