RU EN FR ES

Статьи

5471
Как иностранцы учат русский язык

Русский как иностранный (РКИ) – это специальная методика обучения русскому языку иностранцев, направленная на эффективное им овладение. Для этих нужд составляются особые учебные пособия и грамматики, которые описывают русский язык с точки зрения носителя другого языка.
Если сравнить грамматические правила русского языка, представленные в школьном учебнике и учебнике для иностранцев, то можно увидеть заметную разницу. Например, виды глаголов в школе объясняют с помощью вопросов «Что делать? Что сделать?». В учебнике же для иностранцев эта глава содержит тщательный перечень многочисленных правил употребления глаголов того или иного вида.
История преподавания русского языка как иностранного в России насчитывает более 1000 лет. Периоды и этапы развития методики отражают изменения, происходящие в общественной, политической и социально-экономической жизни России, и существенным образом влияющие на процессы образования, воспитания и обучения.
Изучение русского языка за рубежом стало актуальным вскоре после образования Киевской Руси и выхода Русского государства на международную арену. В православных славянских странах использовались методика и учебные пособия, общие для всего региона – из-за общей церковно-славянской основы в национальных языках, близости культурны и образовательных традиций. В Западной Европе XII-XVII вв. преобладало индивидуальное изучение русского языка, широко использовались двуязычные словари-разговорники, а также поездки на Русь с целью овладения языком во время проживания в русских семьях. Большинство изучавших русский язык принадлежало к купеческому сословию. В университетах и гимназиях Западной Европы русский язык впервые начали преподавать в начале XVIII в. Русскими и иностранными авторами составлялись грамматики и практические пособия по русскому языку для иностранцев. В учебники включались тексты, рассказывающие о России – о географии, климате, достопримечательностях русских городов, обычаях русских.
В XIX – начале ХХ в. русский язык преподавался в большинстве стран Европы и некоторых странах Азии и Африки. Создавался новый тип пособия – учебник-хрестоматия, который позволял учесть повышенный интерес иностранцев к русской литературе.
Сегодня первое место среди методов обучения русскому языку как иностранному принадлежит так называемому коммуникативному методу. Его цель – умение учащихся решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка, свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваивается во время естественного общения, организатором и участником которого является учитель. Сам ученик включен в это общение и постоянно должен действовать. В связи с этим развивается другое направление – обучение межкультурной коммуникации.
В 1999 г., российские методисты, опираясь на исследования Совета Европы, разработали «Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному» и предложили описание шести уровней владения языком (элементарный, базовый, 1– 4 сертификационные) применительно к обучению в вузах России.
В качестве параметров для выделения уровней стали рассматривать коммуникативные задачи, которые учащиеся могут решать средствами языка, темы и ситуации общения, в пределах которых эти задачи могут быть решены и степень лингвистической корректности решения задач.
Как правило, в рамках направления РКИ осуществляется набор русских и иностранных студентов, желающих стать преподавателями русского языка, на отделение бакалавриата (продолжительность обучения – 4 года). Для поступления на I курс бакалавриата иностранным учащимся необходимо успешно пройти тест первого уровня по РКИ. Желающие могут продолжить образование в магистратуре (срок обучения – 2 года). Иностранные студенты при наличии диплома бакалавра, полученного на родине, также могут поступить в магистратуру при условии успешной сдачи соответствующего теста по РКИ.
С 2010 г. в России проводится Международный онлайн-фестиваль дружбы для студентов, магистрантов, аспирантов, стажеров, изучающих русский язык как иностранный. Его организует филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В первом туре участникам предлагают написать творческую работу на одну из 12 тем, связанных с Россией, русским языком и культурой. А во втором – подготовить видеопрезентацию, посвященную культуре родной страны. Участвовать в фестивале могут студенты всех вузов России.